Эстетика "грязного дела"

Автор: chetenko 3-04-2016, 10:22 Раздел: Это интересно

Эстетика "грязного дела"

Вопросы гигиены, связанные с «грязным делом», не так часто обсуждаются. Наверное, из-за деликатности темы, хотя здесь много любопытного, особенно для дизайнеров, эстетов и любителей красоты, которая в грязном деле во многом компенсировала его не эстетичность, хотя все, что естественно, не безобразно.

После поста о русской бане решила обратиться и к этому любопытному материалу, который давно уже лежит в запаснике. Почему все-таки французский ученый-аббат Ж. Шапп д’Отерош, далеко не глупый и образованный, считал русскую баню (и не только русскую, а вообще баню) вредной, а в самой Франции получило развитие парфюмерное производство?

Как свидетельствует история, это произошло не из эстетической любви к ароматам утонченных французов, а из-за невозможности дышать миазмами, наполнявшими улицы Парижа, и из-за запрета мыться в бане, введенном в шестнадцатом веке английским королем Генрихом VIII, потом распространившимся во Франции.
Эстетика "грязного дела"

Отсутствие канализации вынуждало избавляться от скапливавшихся нечистот, выбрасывая их на улицу. Патрик Зюскинд, автор знаменитого «Парфюмера», не погрешил против истины, описывая Париж эпохи Просвещения с его смрадными запахами, исходящими не только от уличных стоков, но и от грязных, годами не мывшихся в бане, людей.

«Улицы провоняли дерьмом, задние дворы воняли мочой, лестничные клетки воняли гниющим деревом и крысиным помётом, кухни — порченым углём и бараньим жиром; непроветриваемые комнаты воняли затхлой пылью, спальни — жирными простынями, сырыми пружинными матрасами и едким сладковатым запахом ночных горшков. Из каминов воняло серой, из кожевенных мастерских воняло едкой щёлочью, из боен воняла свернувшаяся кровь.
Люди воняли потом и нестиранной одеждой, изо рта воняло гнилыми зубами, из их животов — луковым супом, а от тел, если они уже не были достаточно молоды, старым сыром, и кислым молоком, и онкологическими болезнями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Крестьянин вонял, как и священник, ученик ремесленника — как жена мастера, воняло всё дворянство, и даже король вонял, как дикое животное, а королева, как старая коза, и летом, и зимой».

Эстетика "грязного дела"

Рембрандт. Справление нужды

Естественно, что популярность парфюмеров тогда не была случайной и их продукция пользовалась огромным спросом. И виной тому было отнюдь не христианство, которое, якобы, запрещало мыться в бане, где обнажается тело, а …медицина. В начале XVI века в Европе существовала гипотеза, что болезни вызываются миазмами, исходящими от земли. Они проникают в поры человека и вызывают заражение, особенно у тех, кто ослаблен.

Баня и вообще мытье, расширяя поры, расслабляют человека, облегчая миазмам путь внутрь организма. И даже Эразм Роттердамский, насмешник и враг всякой глупости, утверждал, что нет ничего более опасного, чем открывать себя воздействию жара и пара, как это происходит в бане, тем более, что среди посетителей много больных сифилисом и не только им.
Эстетика "грязного дела"

Роженица в русской бане по-черному

И далее констатирует (это 1526 г.), что еще четверть века баня была модным заведением, а сейчас все держатся от нее подальше. Впрочем, это не единственный случай, когда медицина хотела оградить людей от инфекций, влияя на образ жизни и обычаи.

Так, например, в католической церкви отказались от причащения из одной святой чаши одной лжицей, как это принято в православном храме, посчитав, что это является источником заражения и распространения инфекции. И причастие прихожан ограничили раздачей облаток.

Да и у нас прихожане-медики, впервые попадающие в храм, с ужасом наблюдают, как все причащаются из одной и той же лжицы и из одной чаши. Чтобы преодолеть отвращение к столь "не гигиеничному" Таинству, им приходится переступать через себя и отступать от правил гигиены: мыть посуду после больного и руки перед осмотром. И не все решаются на этот «подвиг» преодоления своей брезгливости. Знаю таких лично.
Эстетика "грязного дела"

Но вернемся к тем временам. В общем-то меня интересует даже не причина, а то, во что вылилась естественная потребность уйти от неприятных запахов и облагородить неблагородное. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Теперь Париж - общепризнанная столица парфюма, а то, что она изобрела в области туалета, вообще достойно восхищения.

Начнем с простого. Великосветская дама в дроге не могла себе позволить справлять нужду прямо на улице, как это делали простые крестьянки. Мужчины, правда, могли, но часто тоже пользовались переносными писсуарами, порой, самых причудливых форм. Глядя на них не всегда поймешь, для каких целей создавались эти причудливые стеклянные «вазы».

Переносные утки в Европе изобретены давно и пользовались большой популярностью. Там вообще совершенно иное отношение к естественным нуждам, сильно отличающее ее от России, где совсем недавно даже просто сказать «Я пошла в туалет» было стыдно.
Эстетика "грязного дела"

А там дама, даже находясь в обществе, могла незаметно для всех справить малую нужду, подставив под широкую юбку писсуар (бурдалу). Это было не зазорным делать даже на долгой церковной службе или на балах. Идя в такие места, дама клала бурдалу в специальную муфту, которую несла служанка.

Женские писсуары делались самых разных форм, но всегда с учетом женского строения. Особенно популярны переносные писсуары были в Италии, где стеклодувы делали их разными по форме, дизайну и эстетике. Были семейные наборы писсуаров: мужская утка и женская бурдалу.
Эстетика "грязного дела"

Женский дорожный писсуар

В спальнях ночные горшки устанавливалась в специальной мебели или ступеньках. Горшки были разными: в бедных семьях – оловянные, железные, в богатых - фарфоровые и даже серебряные, с рисунком или без. Были ночные вазы, на дне которых изображался портрет ненавистной владельцу горшка персоны. В XIX веке ею часто был Наполеон.

А во времена, когда Америка была английской колонией, на дне ночных горшков изображались английские короли. Были популярны горшки с различными шутливыми стихами, пожеланиями или просто глазом, который все видит, но никому ничего не скажет.
Эстетика "грязного дела"

Горшок с глазом и надписью "Используй меня хорошо и содержи меня в чистоте и я никому не скажу, что я вижу"

Горшки встраивали в кресла, в троны, в прикроватные ступеньки, в больших хоромах и дворцах - в комодах кабинетов, в лесенках и столбах библиотек. Это была с виду обычая мебель, но с ящиками, которые легко открывались и в мгновение ока перед глазами появлялся готовый туалетный набор: кувшин с водой, тазик, горшок и даже биде.

Ватерклозет был создан в 1738 и примерно тогда же вышел указ, который запрещал во Франции строить дома без уборных. Появились первые общественные туалеты. Началась новая эра гигиены – уже с унитазами. Здесь инженерная мысль постоянно искала и усовершенствовала новое изобретение, делая его все более удобным и эстетичным.
Эстетика "грязного дела"

Серебряный ночной горшок

В девятнадцатом веке слесарь из небольшой британской деревни сделал унитаз современного образца с изогнутой трубой, чтобы вода препятствовала проникновению запаха в помещение. Так в Европе проблема с запахами и нечистотами была решена окончательно, хотя начиналась она очень печально.

Словом, европейская традиция, в отличие от русской, совсем другая, она пошла по пути эстетизации грязного дела: если уж от него невозможно избавиться, то следует максимально облагородить и сделать удобным во всех обстоятельствах.

В России до сих пор дела с туалетами обстоят далеко не так эстетично, как в проклинаемой ныне Европе, а корни этого - в разных традициях и в разном отношении к грязному делу.
Эстетика "грязного дела"



Комментарии: (0)

Имя:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Сколько будет один плюс один (цифра) ?