Фигура Иосифа Сталина весьма противоречива. Для кого-то он, в первую очередь, последовательный марксист, коммунист, революционер, продолживший дело Ленина, превративший Советский Союз в индустриальное государство, оплот коммунистического движения во всём мире. Для кого-то он, наоборот, предатель революции (для троцкистов), кровавый тиран (для либералов), губитель нации (для всевозможных националистов в постсоветских государствах). А для кого-то Сталин является «русским царём», «спасителем России от немецкого рабства» и/или «коварных планов США».

Но человек, желающий объективно (а не идеологически) оценить деятельность Сталина, должен понимать, что Сталин позиционировал себя исключительно как марксист, что легко подтверждается его участием в революционных событиях в России начала XX века. Сам же термин «сталинизм» стоит отождествлять скорее с нынешними ура-патриотами, поклоняющимися всем руководителям России, нежели с самим товарищем Сталиным.
2. Сталин не был православным. Сталин был атеистом, боровшимся против религии.
Существуем распространённое мнение по поводу того, что Иосиф Виссарионович якобы был убеждённым христианином. Да, Сталин родился в православной семье. Но в таких же православных семьях родились многие будущие атеисты, включая Ленина. Да, Сталин учился в духовной семинарии – но вместе с тем он был исключен из неё, как говорил сам Иосиф Виссарионович – за пропаганду марксизма.
В дальнейшем, Сталин не раз подчёркивал тот факт, что с религией нужно бороться. Стоит помнить о бесславном предательстве со стороны многих православных священников, перешедших на сторону нацистов. Взятие церкви в свои руки могло позволить избежать дальнейшего перехода духовных лиц на сторону врага, поэтому в 1943 году она и была восстановлена (здесь стоит видеть ход стратегический, а не нравственный). В качестве доказательства атеистических убеждений товарища Сталина обратимся к нему же:
«Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков, и она будет вести пропаганду против этих предрассудков, потому что это есть одно из верных средств подорвать влияние реакционного духовенства, поддерживающего эксплуататорские классы и проповедующего повиновение этим классам» («Беседа с первой американской рабочей делегацией»).
3. Сталин был убеждённым интернационалистом и терпеть не мог любые проявления вражды на национальной почве, включая антисемитизм.
Льются литры лжи насчёт якобы антисемитских настроений товарища Сталина. Впрочем, как и всё остальное, они разбиваются о реальность. Сталин дружил, работал и строил социализм вместе с людьми совершенно различных национальностей, среди которых были и евреи.
Ярким примером может послужить Лазарь Моисеевич Каганович, остававшийся верным товарищем Иосифа Виссарионовича до конца своей жизни (до 1991 года!). А что касается антисемитизма, то как Сталина пытались противопоставлять «еврею» Ленину, так когда-то и большевика Ленина пытались противопоставить евреям-коммунистам. Парадоксально, но появляется миф о Ленине, которого якобы умертвили евреи. Впоследствии появится точно такой же миф и о Сталине. Но вот что он говорит по поводу антисемитизма:
«Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма.
Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма» (источник — выпуск газеты «Правда» от 30 ноября
1936 года).
4. Иосиф Сталин никоим образом не являлся патриотом царской России.
Исторически сложилось так, что первой в истории успешной социалистической революции было суждено произойти в России — стране, которая только вступала на капиталистический путь развития. Процент рабочего класса здесь, был меньше, чем в европейских странах, и сама страна, по причине отставания в развитии, всё ещё была аграрной, а не капиталистической.
Как предполагал Маркс, революция могла произойти только в таком государстве, где пролетариат составлял большинство, а, следовательно, России ещё следовало пройти капиталистический этап развития, чтобы быть готовой к коммунизму.
Но партия большевиков во главе с Лениным доказала, что пролетарская революция может произойти и в такой стране, где рабочий класс был в меньшинстве. Давайте посмотрим, что думал сам Сталин о Российской империи:
«Да, товарищи, до основания колеблется трон царского правительства! Правительство, которое награбленные с нас налоги раздаёт на жалованье нашим же палачам — министрам, губернаторам, уездным и тюремным начальникам, приставам, жандармам и шпионам; которое взятых у нас солдат — наших братьев и сыновей — заставляет проливать нашу же кровь; которое всячески поддерживает помещиков и хозяев в их повседневной борьбе с нами; которое сковало нас по рукам и ногам и довело до положения бесправных рабов; которое наше человеческое достоинство — нашу святая святых — зверски попрало и осмеяло, — именно это правительство шатается теперь и теряет почву под ногами!» («Рабочие Кавказа, пора отомстить!»)
5. Сталин не желал создать свою «национальную империю», а действовал в соответствии с марксизмом.
В предыдущем пункте мы уже говорили об особенностях и трудностях построения социализма в стране, которая до первой половины XX века оставалась аграрной. До Октябрьской революции главными врагами большевиков были российский царизм и российская буржуазия. После же революции, во время Гражданской войны, Советы остались, фактически, один на один со странами мирового капитала, которые, хоть и действовали разрозненно (всё ещё шла Первая мировая война), но были едины в своём стремлении уничтожить Советскую власть. Поэтому классовая борьба пролетариата и буржуазии невольно становилась национальной борьбой российского пролетариата и мировой буржуазии. А в 1920-ых годах в эмигрантской среде возникает движение «сменовеховства», чьи сторонники прямо говорят, что Советская власть стала российской национальной, Интернационал служит интересам России. Они призывают белых принять власть Советов и вернуться в Россию. Из воспоминаний Александра Михайловича Романова:
«Мне пришло в голову, что, хотя я и не большевик, однако не мог согласиться со своими родственниками и знакомыми и безоглядно клеймить всё, что делается Советами только потому, что это делается Советами. Никто не спорит, они убили трёх моих родных братьев, но они также спасли Россию от участи вассала союзников».
Но большевики объединяли пролетариат ради победы этого самого пролетариата: сначала — для прихода народа к власти, после — для защиты от тех, кто хотел власть у народа отобрать. А ради какой цели консолидирует общество буржуазная власть? Ради победы этой самой буржуазии. После терактов 2001 года в США отмечалось сильное единение общества. Как этим воспользовалось их правительство? Начало империалистические войны в Ираке и Афганистане, что не улучшило жизнь ни обычных жителей Америки, ни жителей Афганистана и Ирака, но позволило американским капиталистам получать прибыль из ресурсов этих стран. После присоединения Крыма Россией в 2014 году единение отмечалось и у нас. Как этим воспользовалось наше правительство? Ввело ряд законов, идущих на пользу крупному капиталу: системы «ЕГАИС», «Платон». Ввело новые налоги, например, на капремонт. И укрепило свою власть, введя «пакет Яровой» и закон об «антиобщественном поведении».
Как видите, прослеживаются довольно чёткие отличия между объединением русского народа и других народов бывшей Российской империи для борьбы с мировой буржуазией и искусственной сплочённостью народов в наши дни, когда буржуи всех стран, включая Россию, эксплуатируют рабочий класс.
Вывод напрашивается один: объединение масс трудящихся вокруг рабочего класса в годы Гражданской и Великой Отечественной войн было вызвано необходимостью сохранения Советской власти и свободы советского народа, а не «возрождением русского национального государства» или абстрактным «противостоянием Западу», как утверждают «сталинисты». Цель же буржуазной «консолидации общества» — сохранение власти буржуазии в целом и нынешней власти в частности. Поддерживать её — значит быть оппортунистом и соглашателем. Товарищ Сталин и другие большевики никак не могут считаться «империалистами» и «государственниками».
Подводя итоги, можно сказать, что в целом, Сталин является продолжателем ленинской, большевистской концепции партии и государства. Однако и он допускал ошибки, которые через полвека частично поспособствовали реставрации капитализма и уничтожению Советского Союза.
Во многих случаях большевики были вынуждены выбирать из двух зол меньшее. Допустить уничтожение Советской власти или же сохранить её, но вместе с тем сохранить и потенциально опасные элементы? Наверное, здесь было бы уместно сравнение с «Тетрисом». Когда нет хорошего места для той или иной фигуры, вы ставите её туда, где её можно будет как можно легче убрать. Но постепенно эти ошибки накапливаются и накапливаются, а скорость игры увеличивается, и это приводит к проигрышу. Конечно, это не значит, что игра плохая, и её нужно удалить и забыть. Это значит, что что-то было сделано не так. И каждый коммунист, если он, конечно, действительно коммунист, должен не идеализировать или, наоборот, демонизировать его.
Необходимо проанализировать, что же было сделано не так, при этом изучая исторические обстоятельства происхождения того или иного события, чтобы в будущем не наступить на те же грабли. Чтобы построить такое общество, где были бы достоинства этого периода и не было его недостатков. История последних лет даёт нам чёткое понимание того, что объективная оценка сталинской роли, свободная от пропагандистских штампов, поможет коммунистическому движению не только в России, но и во всём мире.